ОШИБКА ИСТОРИИ?

            В прошедший четверг мы отметили очередную, вот уже семьдесят девятую годовщину события, которое вошло в историю под названием Великой Октябрьской Социалистической революции. В те далекие бурные годы как бы отметая всякую идею о возможности рационального осмысления происходящего поэт писал: "Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье." И сегодня, когда мы пытаемся на все лады дать оценку тому, что произошло в нашей стране 79 лет назад, может быть, стоит подчас задаться вопросом - а достаточно ли далеко ушли мы от тех дней, чтобы разглядеть и дать объективную оценку тем событиям, которые перевернули в ту холодную и суровую осень семнадцатого года жизнь России, определив направления ее развития на многие десятилетия вперед.  История, как уже достаточно хорошо известно, - это наука, в которой сохранить объективность, подчас просто невозможно, особенно, когда речь идет именно о новейшей истории. Слишком многое связывает нас с этими событиями, слишком много личного вносим мы, когда пытаемся дать им оценку.

Конечно, человеческая жизнь не слишком длинна и вот уже очень мало осталось с нами живых свидетелей, очевидцев и участников тех грозных свершений. Однако, хотим мы согласиться с этим или нет - мы должны признать тот факт, что огромное большинство наших сограждан воспитывалось в условиях жесткого идеологического прессинга, когда сама мысль о необходимости самостоятельно проанализировать те или иные аспекты революции и ее последствий у большинства граждан была уничтожена в зародыше - на уровне подсознания. И хотя, вопреки такому давлению достаточно многие пытались прорваться сквозь догмы к знанию, тем не менее, будучи уже определенным образом "запаянными" в сознание людей, эти догмы оказывали свое воздействие, подчас очень далекое от того, на которое рассчитывали коммунистические стратеги от пропаганды.  Должно пройти еще очень и очень немалое время, для того, чтобы российское общество освободилось от последствий такой идеологической психотерапии в той мере, чтобы принять объективную оценку происшедшего. Прошедшая взрывная волна революционной идеологии неизбежно должна была вызвать и вызвала вслед за собой ответную реакцию - волну, как сказали бы семьдесят лет назад, контрреволюционной идеологии. Точно так же как это происходит и в природе - эта вторая волна оказалась гораздо менее мощной и менее устойчивой. Десяти лет хватило для того, чтобы антикоммунистическая идеология перестала быть официальной идеологией властей. И теперь отголоски "борьбы идей", проявляющиеся достаточно интенсивным давлением на сознание и подсознание обывателя со стороны прессы и отдельных государственных лидеров можно отметить, разве что, в периоды предвыборных кампаний. Однако позитивное или негативное влияние того идеологического вала, который подминал под себя все предшествующее поколение, а также резкого идейно-духовного разрежения, сменившего его в последнее время, неизбежно отразится на новой генерации в процессе воспитания детей, и только лишь следующее поколение сможет в достаточной степени преодолеть это влияние.

            Еще одним немаловажным фактором, создающим очень большие сложности на пути объективного анализа революционных и постреволюционных событий, является личностное отношение большей части наших сограждан к событиям тех далеких лет, точнее к прямым последствиям этих событий, имеющим самое непосредственное отношение к жизни каждого отдельного человека.  Для примера - очень мало людей найдется сейчас, которые вкладывали бы личное отношение к введению опричнины при Иване Грозном. Хотя, если хорошо покопаться, пожалуй трудно будет найти человека, предки которого не пострадали бы от бесчинств царевых слуг. Страдания же лиц, безо всякого основания репрессированных Советской властью, еще долго останутся в их памяти и в памяти их потомков, не давая забыть собственные обиды и обжигая горечью сердца.

            И не удивительно, что сегодня многие потомки дворян и выдающихся представителей дореволюционной интеллигенции проклинают большевиков, лишивших их не только имений, доходов, но и самой Родины в духовном смысле этого слова, поскольку в России послереволюционной не осталось места для благодушного существования этих членов общества.  "Взбунтовавшиеся хамы", "варвары", "холопы" - вот кто были для них те, кто скинули их с верхних ступеней общественной иерархии. А рабочие, осатаневшие от бесконечного полуголодного существования и действительно, зачастую, превращенные непосильным бесконечным трудом в нечто среднее между человеком и животным, солдаты, годами кормившие вшей в окопах и бесконечно унижаемые озверевшим офицерьем, вовсе и не стремились доказывать кому-либо свою интеллигентность или демонстрировать непревзойденную галантность. Они сражались за достойные условия существования, за справедливость такую, как они ее понимали и нет основания судить их за это. Что же касается кровавого колеса гражданской войны, покатившегося по стране, вслед за революцией, то это было всего лищь продолжение той же политики, просто оно проводилось уже иными средствами. Морализаторствовать же сегодня о том, имели или не имели права голодные, измордованые, вконец униженные всеми условиями своего существования люди поднять оружие против тех, кто в их глазах бесспорно являлся олицетворением всего мирового зла и мировой несправедливости - просто бессмысленно.  Конечно, реки крови, десятки тысяч невинных жертв, - все это ужасно с точки зрения обычного человека. Но ведь не швыряем же мы камни в католического священника, только на основании того, что на кострах инквизиции его предшественниками было уничтоженно несколько сотен тысяч человек, в том числе женщин и детей. Для нас это - история. И рассуждать о том, хорошо это или плохо с нашими сегодняшними знаниями и мировоззрением также бессмысленно. Просто так устроен мир, или точнее можно лишь говорить о том, что таково было до последнего времени все человечество в целом, что для обновления и поддержания существования оно периодически должно было омываться собственной кровью.

            Не надо, разумеется путать того рабочего, который схватил винтовку и в момент приступа ярости застрелил своего злейшего врага - заводчика, с тем членом особого совещания - по сути - чиновником, который, не испытывая практически никаких чувств выносил приговор очередному "изменнику Родины" или с тем секретарем комсомольской ячейки, который ради сохранения собственного благополучия, распинал очередного "сына врага народа". Впрочем мы достаточно хорошо знаем, что собственно люди, которые "сделали революцию" были впоследствие практически полностью уничтожены теми, кто сумел воспользоваться плодами их деяний, а их идеи были в значительной степени извращены и забыты.  Однако, надо признать одну простую истину. Основой прочности, а в конце концов и причиной гибели советского режима был отнюдь не страх или его отсутствие. Коммунистам (именно коммунистам, а не большевикам!) удалось так долго продержаться у власти по той простой причине, что они очень хорошо сумели воспользоваться теми глубинными пластами, которые издревле лежали в основе русского общества и русской духовности. Начнем с того, что коммунисты практически сразу сделали резкий разворот на сто восемьдесят градусов относительно официальной "западнической" политики властей. Такая политика, проводившаяся до 17-го года, была направленна на индивидуализацию членов общества и ориентирована на поддержание активной личности в противовес традиционной русской общинности, когда интересы общины превалируют над личными и когда община в праве вмешиваться практически в любую сферу жизни своих членов, беря при этом на себя определенные обязательства по поддержанию наиболее неприспособленных к жизни. Нам же с самого детства внушалось: общественные интересы выше личных. При этом точно так же мы знали, что если будет трудно, то не надо особенно переживать - Советская Родина всегда придет на помощь своим сыновьям и дочерям, попавшим в беду. Правда, при этом Советская Родина присваивала себе право в любой момент вмешаться в нашу личную жизнь, но это воспринималось большинством из нас вполне нормально - ведь это было заложено чуть ли не в генах. Впрочем, такое вмешательство происходило на каждом шагу и отнюдь не только со стороны официальных представителей государства. Подобные атавистические проявления до сих пор подчас приходится встречать в самых разных коллективах, в том числе и случайных, как, например, коллектив пассажиров общественного транспорта, не говоря уже о производстве. Подчас поражает, как быстро находят между собой общий язык незнакомые люди в своем стремлении обличить какой-либо порок своего соседа (который, вообще говоря, им совершенно не мешает) и наставить его на путь истинный.  Но ведь это все тянется еще с христианства. Именно религиозность русского народа и была использована при установлении новой религии марксизма-ленинизма, обладавшей практически всеми атрибутами религиозного культа. (При всем желании Сталина встать в один ряд с Марксом, Энгельсом и Лениным - места в "святой троице" не нашлось и не могло найтись - ибо и здесь работала прямая аналогия, воздействовавшая на подсознание). А вспомните "Моральный кодекс строителя коммунизма", который практически в каждой строке перекликается с десятью заповедями "Исхода". Про отношение к "священному писанию" коммунистических "пророков", которое постоянно прививалось обществу служителями культа, уж и говорить нечего. Можно проследить еще огромное число самых различных аналогий, но это не входит в задачу данной статьи.  Вряд ли прозорливость лидеров Советского государства шла так далеко, чтобы позволять им осмысленно вырабатывать все эти решения, скорее всего они нащупали их вслепую, будучи подталкиваемы тем самым общественным мнением, которым они так стремились управлять, и, которое, в свою очередь, управляло ими.

Именно по всем вышеизложенным причинам экспорт революции на запад, которого так боялись "империалисты всех стран", был в принципе невозможен. Коммунизм ориентирован скорее на восточное общество и, возможно, именно поэтому так стабильны режимы Китая и Северной Кореи.  На западе же он мог бы показаться привлекательным на некоторое время, но в обществе, которое приняло для себя в качестве приоритета именно идеал Свободы (в отличие от коммунистического Равенства и Братства), коммунизм не смог бы прижиться.

Можно сказать, что именно связь основ, на которых было построено советское общество, с патриархальными духовными пластами русского народа действительно позволило в каком-то смысле говорить об обществе счастливых людей. Пару лет назад в Русском музее проводилась выставка плакатов и других агитационных материалов сталинских времен, которая называлась "Агитация за счастье". В первом же зале посетителя поражали огромные живописные полотна, одно из которых изображало демонстрацию на Красной площади (ну чем не крестный ход!), а другое - кажется, какое-то заседание. И если не задумываться о том, что стоит за ними, если забыть о Гулаге, голоде и других кошмарах той эпохи, то возникает страшное желание попасть в эту прекрасную страну, где живут такие счастливые люди.

И ведь действительно - большинство из них на самом деле были счастливы, были горды своей Родиной, уверены в будущем своих детей. И эта внутренняя уверенность и спокойствие были основаны в значительной мере именно на том, что все, что происходило вокруг, само видимое устройство жизни не входило в противоречие с тем, что нес человек в той части своей духовной памяти, которая связывала его со всеми поколениями его предков. И власти опять-таки вольно или невольно убеждали человека в том, что ему хорошо и что он счастлив. Да, в какой-то степени это "счастье" сродни счастью ребенка, еще не постигшего того, сколь огромен, разнообразен, страшен и в то же время прекрасен мир.

Однако, обратимся к нашим дням и что мы увидим? На все голоса пропаганда говорит нам о том, как нам плохо жилось и как плохо живется. Нас убеждают в том, что мы несем какую-то мифическую ответственность за все преступления наших отцов или даже нас самих и призывают каяться и просить прощения... Но ведь чем больше человек уверен в себе, чем радостнее и увереннее глядит он на жизнь, тем плодотворнее его труд, тем больших успехов способен он добиться практически на любом поприще. То же касается и общества. Да, времена непростые и нелегкие. Но это не значит, что надо зачеркивать все прошлое и пытаться вымарать страницу истории. История ошибок не совершает. Что сделано - то сделано, прошлое не вернуть, его надо принять как оно есть и двинуться вперед, с уверенностью в своей правоте и в конечной победе над судьбой во что бы то ни стало, иначе поражение в борьбе с ней неизбежно.

Не так уж много в нашей жизни праздников. Сейчас нам пытаются вернуть религиозные православные праздники взамен тех, которые были с нами на протяжении семи десятилетий, однако вряд ли они смогут занять для большей части из нас, воспитанных в строгом атеистическом духе то место, которое принадлежит таким привычным датам, как 8 марта, 1-е и 9-е мая и 7-е ноября. В эти дни многие из нас с удовольствием вспоминают те демонстрации, на которые мы шли по разнарядке парткома или дирекции, впрочем отнюдь не из-за страха за последствия неявки. Аккордеоны, гитары, веселые песни, подчас и пляска, горячий чай и что-нибудь покрепче, чтобы согреть тело и повеселить душу, пестрая россыпь воздушных шаров в небе, смеющиеся, счастливые дети - вот что такое были для нас майские и ноябрьские демонстрации.

Сейчас все это в прошлом, время не остановишь и смешно пытаться его вернуть. Но отказываться от праздника - как даты или просто как повода еще раз задуматься над тем, что все-таки жизнь не такая уж и плохая вещь, пожалуй, все-таки не стоит - не так у нас их много. Поэтому пусть помянут своих близких или просто жертв революции, гражданской войны, лагерей (и да будет земля им пухом!) те, кто считает для себя этот день - днем траура, и пусть нальют полные бокалы те, для кого он был и остается красным днем календаря и пусть выпьют они за свое счастье, которое еще ждет их впереди, и за счастье всего нашего народа.

Октябрь, 1996



Hosted by uCoz